В 1940 году одновременно с созданием факультета иностранных языков была создана кафедра английского языка под руководством заведующей кафедрой М.А. Добролюбовой.

 

В августе 1942 года состоялся первый выпуск студентов отделения английского языка. В числе первых выпускников были Вера Евдокимовна Зайцева, Василий Ульянович Баранов, Павла Тимофеевна Конева, Анна Калистратовна Боголюбова, работавшие в школе и позднее на кафедре, а также Лидия Ивановна Байко, впоследствии возглавившая кафедру иностранных языков Хабаровского института инженеров же¬лезнодорожного транспорта. Позже Н.П. Боляховская и В.У. Баранов были удостоены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».

С 1947 г. по 1954 г. кафедрой заведовала Ольга Ивановна Лысенко, с 1954 г. по 1964 г. – Герта Германовна Фридман. На кафедре работали В.У. Баранов, В.Е. Зайцева, М.Е. Давыдова, М.А. Добролюбова, Л. Б. Миркотан, Т.А. Снегирева, В. В. Болховитинов, Ж.А. Потужная, Л.А. Черданцева, Б. К. Огородников и др. Из выпускников этих лет для преподавательской работы на кафедре были оставлены Е.А. Володько (Глазкова), Е.В. Белова, С.И. Олейник (Воронцова), Л.М. Мальчевская (Баландина), Л.А. Величко, И.В. Блащик, Ф.Г. Гагаркина, Н.И. Панченко (Копылова), В.Б. Нахтман, Л.М. Власова, Н.И. Серкова. 

 

В этот период начался активный процесс повышения языковой и научной квалификации преподавателей кафедры. В 1959 г. О.И. Лысенко, в 1960 г. Е.В. Белова, в 1961 г. О.И. Олейник были командированы в Англию на летние месячные курсы повышения языковой подготовки и методики преподавания английского языка. А на курсах и факультетах повышения квалификации при институтах Москвы, Ленинграда, Горького, Ростова, Пятигорска прошли стажировку многие преподаватели кафедры. При кафедре работала аспирантура, в которой научными руководителями были О.И. Лысенко и Г.Г. Фридман.

В 1964 – 2000 гг. кафедрой заведовали Л.М. Мальчевская (1964 – 1967 гг.), В.В. Болховитинов (1967 – 1969 гг.), Н.И. Серкова (1969 – 1973 гг.), Н.Ф. Крашенинина (1973 – 1975 гг.), Г.С. Литвищенко (1975 – 1977 гг.), Б.С. Соловьев (1978), Г.П. Белинская (1979 – 1983 гг.), Н.И. Серкова (1984 – 2002)

В составе кафедры работали выпускники разных лет: Б.С. Соловьев, Л.С. Олейник, Ф.М. Чмиль, М.В. Розенкранц, Е.А. Кунина (Черкасова), Е.Г. Суворова (Гоптарева), Н.Р. Максимова, Т.И. Лаптева, Т.И. Мунгалова, Г.П. Белинская, Г.А. Мисюра, Н.Т. Павлова и др., а также выпускники других вузов И. Д. Михайлова, Л.М. Пенясукова, Л.К. Жукова и др.

Активный процесс повышения языковой, методической и научной квалификации членов кафедры осуществлялся через поездки в Англию (А.М. Мальчевская, Н.И. Серкова, Л.М. Власова), двухгодичные высшие педагогические курсы и факультеты повышения квалификации (И.Д. Михайлова, Л.К. Стрелова, Е.А. Кунина, Е.Г. Суворова, Е.Э. Богданович), целевую аспирантуру. Защитили кандидатские диссертации по германским языкам в вузах Москвы и Ленинграда Т.А. Снегирева (1958 г.), Л.М. Мальчевская (1965 г.), В.В. Болховитинов (1968 г.), Н.И. Серкова (1968), Н.Ф. Крашенинина (1970 г.), А.К. Будаева (1971 г.), Г.С. Литвищенко (1972 г.), Ж.А. Годлевская (1974 г.), Б.С. Соловьев (1975 г.), Ф.Г. Гагаркина (1976 г.), В.И. Шмарина (1976 г.), Н.И. Панченко (1977 г.), Г.П. Белинская (1981 г.), Т.И. Мунгалова (1981г.), Н.П. Неборсина (1982 г.), Н.В. Болдовская (1988 г.), Г.А. Мисюра (1988 г.), Т.И. Лаптева (1988 г.), Н.Т. Павлова 0989 г.), Е.Э. Богданович (1990 г.), Т.П. Карпухина (1990 г.), а также по методике преподавания английского языка Л.К. Заева (1978 г.), М.В. Розенкранц (1978 г.), Е.А. Черкасова (Кунина) (1981 г.), И.Н. Гущина (1988 г.). В 1977 году ученое звание доцента по совокупности опубликованных работ было присвоено Е.В. Беловой. 

Преподаватели кафедры работали над комплексными темами «Норма и стилистическое варьирование», «Язык как структура и социальная практика», «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в школе и вузе». В мае 1970 г. была проведена первая зональная лингвистическая школа для преподавателей иностранных языков Дальнего Востока, в которой в качестве лекторов приняли участие ведущие ученые вузов Москвы Ю.С. Степанов, Г.Г. Егоров и Д.А. Штеллинг.

За последние годы в жизни кафедры, а также института лингвистики и межкультурной коммуникации произошли важные события. В 1990 г. была открыта аспирантура по германским языкам под руководством профессора Н.И. Серковой, которую окончили с защитой за это время СМ. Пак (1993 г.), Е.К. Караванова (1996 г.), И.А. Постоенко (2001г.), И.В. Герасименко (2001 г.), Н.В. Щербина (2002 г.), О.В. Егорова (2002 г.), И.В. Тараканова (2003 г.), И.Г. Гирина (2003 г.), Т.В. Хрущева (2004 г.). 

В штате кафедры в разное время работали носители английского языка, что имеет большое значение для поддержания хорошего уровня практических языковых навыков преподавателей и студентов. В частности, американский профессор Джой Макрай сотрудничает с кафедрой уже 10 лет, оказывая большую помощь в создании качественных учебно-методических материалов на английском языке.

Откликаясь на необходимость модернизации высшего образования, с 1999 г. кафедра начала работу над лицензированием нового направления подготовки дипломированного специалиста «Лингвистика и межкультурная коммуникация», а с 2001/02 учебного года открыла подготовку лингвистов-преподавателей, лингвистов-переводчиков и лингвистов, специалистов по межкультурному общению. Кроме того, была разработана и лицензирована программа дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (менеджмент)».  

Эти изменения в учебном процессе потребовали организационных мер. В 2002 году кафедра английского языка была преобразована в две кафедры: английской филологии, специализирующейся на преподавании общепрофессиональных дисциплин (заведующая кафедрой Вероника Владимировна Васюк) и переводоведения и межкультурной коммуникации, обеспечивающей преподавание специальных дисциплин (первая заведующая кафедрой Щербина Нина Валерьевна).

Сегодня специалисты, выпускаемые кафедрой английской филологии, имеют фундаментальное филологическое образование и готовы к профессиональной деятельности в области лингвистики, владеют системой психологических и педагогических знаний и подготовлены для работы в общеобразовательных учреждениях различного типа (от школ до вузов). Кроме того, такие специалисты умеют использовать новые информационные технологии в обучении иностранным языкам, владеют новейшими коммуникативными методиками, а потому весьма востребованы на современном рынке труда.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*